Официальный сайт МОУ "Гимназия №7"
Функциональная грамотность

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
«Функциональная грамотность обучающихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий», - записано во ФГОС ООО 2021 года.
В современном мире формируются новые подходы к школьному образованию. Процессы глобализации приводят к ускорению, динамизму развития системы образования, но в то же время вносят и некоторую неопределенность, может быть, даже неуверенность и нестабильность.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, был разработан Организацией экономического сотрудничества и развития в 1997 году, впервые был проведен в 2000 году. Тест, который проводится раз в три года, первоначально включал следующие компоненты: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Набирая обороты, в мониторинговые исследования включаются все больше учащихся из большего количества стран (сначала было 32 страны, к 2018 году число выросло до 78 стран-участников).
Вместе с количественными изменениями в международной программе PISA произошли и качественные изменения: добавились компоненты по финансовой грамотности, креативному мышлению и глобальным компетенциям.
Российская Федерация принимает участие во всех циклах исследования PISA, начиная с первого цикла в 2000 году. В 2022 году школьников будут тестировать на математическую грамотность.
Тест PISA оценивает возможность учащегося руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач, проверяет не заученный материал по предметам школьной программы, а владение учениками компетенциями в различных контекстах предметов и межпредметного взаимодействия, способность школьника самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В 2022 году МОУ «Гимназия №7» в числе 163 школ Московской области и шести школ Городского округа Подольска представляет Московскую область в международном исследовании PISA 2022. Это ответственная миссия выпала обучающимся 2006 года рождения. Надеемся, что серьезная подготовка позволит ребятам достойно представить нашу школу в исследовании.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 16.09.2021 г. №Р-590 Об утверждении Плана мероприятий по формированию и оценки функциональной грамотности обучающися
Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения №219 от 06.05.2019 г. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практи
Письмо Минпросвещения от14.09.2021 г. №03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Письмо Минпросвещения от14.09.2021 г. №03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Интернет-ресурсы, которые можно использовать для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся
1. Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
4. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
5. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
6. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.